ГИБРАЛТАР ПРОЛИВ НА КАРТЕ

География Гибралтарского пролива

Длина пролива составляет более 60 км, а ширина на разных участках варьируется от 14 до 40 км. В наиболее узких местах с мачты судна можно увидеть побережье обоих континентов. В судоходной части этого водного пути глубина достигает почти 340 м, однако капитанам судов, курсирующих здесь, следует проявлять определенную осторожность: в некоторых местах глубина превышает 1 км. Однако в целом при минимальном знании правил мореходства Гибралтар можно пересечь на современной яхте не более чем за 3 часа.

Пролив образовался около 5 миллионов лет назад и, согласно одной из версий, является остатком древнего океана Тетис, площадь которого постепенно уменьшалась вследствие перемещения плит земной коры.

Знание географических координат Гибралтара, равных 35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д., позволяет значительно сократить путешествие между континентами. Его отличительной особенностью является наличие множества подводных течений, которые на разной глубине часто направлены строго противоположно друг другу. Интенсивное перемещение потоков приводит к тому, что из Атлантического океана в Средиземное море и обратно ежегодно переносится не менее 55000 км3 воды.

Пролив не просто соединяет Европу с Африкой, но и считается одной из самых известных мировых достопримечательностей благодаря Геркулесовым столбам. Знаменитые «ворота» между континентами, которые раньше называли в честь легендарного древнегреческого героя, неоднократно упоминаются в мифах. Они представляют собой гигантские скалы с достаточно крутыми склонами, расположенные по обеим сторонами Гибралтара. Южная вершина в наше время известна под именем Джебель-Муса, а северная – Гибралтарская скала.

Экскурсии по Гибралтару

Многие неопытные путешественники стремятся узнать, где находится мост через Гибралтарский пролив. На самом деле его пока не существует. В ХХ веке архитекторы и ученые предлагали несколько проектов подобного сооружения.

Наиболее экзотическим считается проект немецкого исследователя Зёргеля, представленный им на рассмотрение в 1920-х годах. Согласно нему, Гибралтар и Дарданеллы предполагалось перекрыть гидроэлектрическими дамбами для искусственной подачи опресненных морских вод и электроэнергии в Сахару. Это позволило бы объединить Европу и Африку в единый материк – Атлантропу. В наше время также рассматривается несколько вариантов возведения моста (его высота окажется не менее 900 м, а длина превысит 15 км) или подземного железнодорожного либо автомобильного туннеля.

Но даже без моста путешествие по Гибралтару окажется довольно занимательным. Отправившись сюда, вы сможете сделать следующее:

  • Понаблюдать за китами и дельфинами в естественных условиях обитания, для чего организуются специальные круизы (преимущественно с апреля по октябрь). В конце летнего сезона у побережья Танжера также часто резвятся касатки. Заодно в самом узком месте пролива вы сможете полюбоваться побережьем Африки: здесь хорошо просматриваются Марокканские горы, а также крупные населенные пункты типа Сеуты и Танжера.

  • Посетить военно-морскую базу Гибралтар, являющуюся автономной от Испании территорией под юрисдикцией Великобритании. Небольшой город располагается на скале высотой 400 м в стратегически важной точке Пиренейского полуострова. Чтобы попасть сюда, вам понадобится стандартная британская туристическая виза сроком на 6 месяцев или шенгенская мультивиза. На юге и западе Гибралтар омывается одноименным проливом, на востоке – Средиземным морем, а на севере граничит с испанским населенным пунктом Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон. Здесь также можно понаблюдать за полудикими макаками маготами, проживающими в естественных условиях обитания в заповеднике Эйпс-Дэн. При посещении логова обезьян обязательно следите за вещами, поскольку хвостатые приматы будут пытаться ими завладеть. Также не стоит кормить обезьян: за это полагается штраф в 500 GBP. Любителям природы стоит заглянуть в заповедник Аппер-Рок, где разводят исчезающие виды пернатых, включая берберскую куропатку. Гибралтар известен и своими культурными достопримечательностями. Наибольшей популярностью среди них пользуется Мавританский замок XIV века с его Башней памяти и Надвратной башней, считающийся замечательным образцом арабской архитектуры. Заслуживают внимания и древние подземные галереи протяженностью более 50 км, а также Музей Гибралтара. Его экспозиции повествуют об истории региона, начиная с древних финикийцев и греков, некогда облюбовавших берега пролива, и заканчивая современными отношениями Гибралтара и Испании. Музей работает с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00, а в субботу – с 10.00 до 14.00. Стоимость билета для взрослого составляет 2 GBP, для ребенка старше 5 лет – 1 GBP.

  • Навестить марокканский Танжер, основной достопримечательностью которого считаются Геркулесовы пещеры. Они распложены неподалеку от мыса Спартель. Отличительной особенностью гротов является наличие двух выходов: со стороны материка и со стороны моря. Ученые считают, что туннель к морю мог быть прорублен древними финикийцами. Посещение пещер обойдется в 5 AED.

  • Отправиться на экскурсию в Сеуту – небольшой испанский полуанклав на марокканском побережье. Город известен выдающимися памятниками архитектуры, среди которых Арабские бани, центральный собор, Дом Драконов, храм св. Марии Африканской, Морская деревня и многие другие.

Согласно легенде, Гибралтар останется под владычеством Британии до тех пор, пока жив хотя бы один магот.

Групповые экскурсии в Гибралтар с гидом, который подробно расскажет обо всех достопримечательностях, чаще всего можно заказать в Малаге. Стоимость билета на одного человека варьируется от 60 EUR до 100 EUR. Морские круизы по Гибралтару преимущественно входят в экскурсионные туры по Европе, которые в среднем обойдутся от 1250 USD до 1800 USD на человека.

Как добраться до пролива

Доехать до Гибралтара можно следующими способами:

  • На самолете. Аэропорт Гибралтара обслуживается всего лишь 3 британскими авиакомпаниями и принимает рейсы только из Лондона. Поэтому удобнее приобрести билеты на рейс Москва-Малага. Стоимость билетов составляет 11000 RUB – 12000 RUB, продолжительность перелета немного превышает 5 часов. В Малаге вы легко арендуете автомобиль и доберетесь до Гибралтара, находящегося под управлением Великобритании.
  • На поезде. Теоретически из Москвы до Альхесираса, расположенного всего лишь в 20 км от Гибралтара, можно доехать с двумя пересадками в Париже и Мадриде, однако это довольно долго и утомительно. Ведь путешествие займет более 70 часов.
  • На автобусе. Альхесирас связан автобусным сообщением с Кадисом, Севильей и Малагой.
  • На пароме. В Альхесирасе или Тарифе вы сможете купить билеты на судно, следующее в Танжер, за 35 EUR – 40 EUR и по пути оценить все красоты самого пролива.

Гибралтарский пролив – достаточно оживленный водный путь, связывающий два самых крупных материка на планете и позволяющий во время путешествия ближе познакомиться с европейской и африканской культурой.

Гибралтарский пролив открывает Средиземному морю ворота в Атлантику и является связующим звеном между Африкой и Европой, Марокко и Испанией. На карте мира четко видно, что территория Гибралтара расположена на юге Пиренейского полуострова.

Основные сведения

Длина пролива составляет около 65 км. Ширина же отличается большими перепадами. Так, например, самый узкий участок, соединяющий материки равен 14 км, в то время как самый широкий 44. Показатели глубины варьируется от 340 до 1180 м. Песчаный перешеек и Гибралтарская скала находится под властью Великобритании, что позволяет, королевству держать контроль над проливом.

Территория занимает удобное стратегическое положение и служит военно-морской базой НАТО. Но с 1985 года назначение Гибралтара значительно изменилось. Британия сократила количество военных сил на полуострове. В результате основным источником дохода являются туризм, грузоперевозки по морским путям и оказание финансовых услуг.

Около 5 % нефтяных перевозок осуществляется именно по данной «морской трассе». Помимо этого, через Гибралтар переправляют египетский хлопок, турецкую, испанскую, греческую и итальянскую продукции.

Ежедневно по данному пути проходит около 200 крупных судов, в год это количество достигает 70000. Гибралтарский пролив занимает второе место по пропускной способности после пролива Па-Де-Кале, пролива между Европой и Великобританией. Такое направление политики привело полуостров к процветанию, который теперь является одним из самых богатых государств Европейского союза.

История Гибралтарского пролива

Возраст Гибралтарского пролива составляет более 5 млн. лет. Существует несколько гипотез возникновения пролива:

  • Согласно мнению учёных, Гибралтар образован в результате смещения тектонических плит. Территория является оставшейся частью древнего океана Тетис, который со временем уменьшился в размерах.
  • По еще одной из версий, Гибралтар возник в результате мощного землетрясения. Это привело к тому, что воды Атлантики проложили путь сквозь материк, образовав пролив и Средиземное море.

Что же касается первых поселенцев, по подсчетам ученых неандертальцы, заселившие полуостров, появились около 50000 лет назад. Письменные упоминания о Гибралтаре датируются 950 г. до н. э. В этот период на южном побережье Пиренейского полуострова находились поселения финикийцев, использовавшие пещеры и скалы Гибралтара в качестве святилищ.

Гибралтарский пролив на карте мира занимает удобное экономическое и стратегическое расположение. Это явилось причиной борьбы между народами с целью завладения территорией. Так, торговая монополия на Гибралтар сначала принадлежала карфагенянам, позже римлянам.

С 711 г. полуостров и пролив длительное время находились под властью мавров. На небольшой период в 1309 г. территорией завладело королевство Кастилия. Но позже в 1333 г. власть снова перешла арабам. В 1462 г. Испанскому королевству удается вновь отвоевать территорию и держать под контролем до 1703 г. А с 1713 года Великобритания стала новым владельцем колонии, кем и является по сей день.

Мифы о Гибралтарском проливе

Происхождение пролива:

  • Самой известной является легенда о Геркулесовых столбах, расположенных по обе стороны. Считается, что древнегреческий герой обозначил таким образом конечную точку своего маршрута. Поэтому мореплаватель, пересекший границу столбов, окажется на краю земли. Столбы являлись символом перехода в иной неизведанный мир.
  • По другой версии, полуостров являлся любимым местом отдыха Геракла, и однажды он пробил горы, поделив их на 2 скалы. Образовавшийся проход впоследствии превратился в пролив.
  • Римляне и греки полагали, что скалы были созданы Гераклом, во время совершения своего 10 подвига. Полубогу необходимо было доставить стадо похищенных коров, но путь преграждали горы.
  • Древнегреческий историк, Диодор Сицилийский, напротив полагал, что для защиты от чудищ, жаждущих вторгнуться в Средиземное море из океанских вод, Гераклу пришлось сузить пролив.
  • Греческий путешественник посетивший полуостров в VI веке до н.э., описывал алтарь, расположенный на полуострове, где моряки приносили жертву Геркулесу.
  • По данным древнегреческого философа Платона, скалы Гибралтара служили воротами в Атлантику. На их вершинах были возведены 2 статуи, расположенные на колоннах. Позднее эти колонны, столбы Геркулеса, обернутые свитком, были изображены испанцами, как геральдические символы. Считается, что этот знак стал прототипом обозначения доллара. По мнению римлян, статуи были разрушены вторгшимися в VIII веке арабами.
  • Финикийцы именовали скалы в честь бога-мореплавания «Столпами Мелькарта».

О происхождении наименования Гибралтара, также нет единой точки зрения:

  • По одной из версий, завладевшие территорией в 711 г. мавры, назвали скалу, находящуюся на острове именем свое полководца «Горой Тарика», которое трансформировалось в современное обозначение. Также арабы называли пролив «Баб-эль-Закат» — «Ворота милосердия». Существует версия, что «Гибралтар» образовано от испанских слов «хибер» — «будущая Испания» и «алтар» — «алтарь, жертвенник».

Есть мнение, что оно произошло от названия порта Тарифа. С 1333 до 1662 г. власть в Гибралтаре принадлежала маврам. В это время арабскими и берберскими пиратами был основан порт, который был назван портом Тарифа.

Суда, проходящие этот участок, были вынуждены платить дань. Считается, что именно этот факт повлиял на ввод слова в лексикон с его значением.

Появление выражение «неприступный как скала» по мнению историков также связано с Гибралтарским проливом. В 1462 г. власть над проливом вновь была возвращена Испании Изабеллой 1 Кастильской. Королева преподнесла подарок городу в виде герба, на котором символично был изображен золотой ключ.

Таким образом она передала ключи от крепости и завещала будущему поколению, удерживать территорию чего бы это ни стоило. Неприступный бастион не мог никто покорить до XVIII века. Предполагается, что под словом «скала» в выражении подразумевается Гибралтарская крепость.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив

Гибралтарский пролив на карте мира расположен между Европейскими и Африканскими странами. Несмотря на такое связующее звено между материками, чтобы очутиться на другом континенте, необходимо потратить немало времени.

С XX века инженеры выдвигают различные идеи постройки мостов, тоннелей, плотин между материками. В 1981 г. в Марокко в городе Танжере состоялась конференция специалистов из 20 стран. Около 500 участников обсуждали различные варианты сообщения.

Проект «Атлантропа»

Этот грандиозный проект был задуман Германом Зёргелем в 1920 г. Немецкий архитектор был вдохновлен книгой Герберта Уэллса, в которой фантаст упоминал, что Средиземное море в период существования неандертальцев пересохло. Зёргель решил воплотить этот факт в жизнь еще раз и таким образом соединить 2 континента: Африку и Евразию.

Первые наработки под названием Панропа, написанные в 1927 г., оказались недостаточно продуманными. Проект известный как «Атлантропа» создается в 1929 г. Задумка заключалась в перекрытии пролива с помощью гидроэлектрической дамбы, что прекращало сообщение Атлантики со Средиземным морем, преобразовав последнее в водоем, поделённый на 2 части.

Его уровень за счет больших испарений должен был снизиться на 100 м. Уменьшившееся на 20 % море, открывало доступ к 600000 кв. км осушенной территории. Вторая дамба предполагалась для перекрытия пролива Дарданеллы, расположенного между Европой и Азией. Зёргел хотел объединить Африку и Сицилию, которая в свою очередь примкнула бы к остальной части Италии.

Еще одной идеей Зёргеля было озеленение Сахары за счет создание искусственного Сахарского моря. Планировалось затопить реку Конго, преобразовав ее в Конголезское море.

Мощные гидроэлектростанции в устьях рек с напряжением до 110 ГВт должны были превышать суммарную мощность всех атомных станций США. На новой территории планировалось построить множество городов, ферм, железных дорог.

Зергель хотел создать Соединенные Штаты Европы и Африки по аналогии с США и решить государственные и политические проблемы: нехватка территории и ресурсов, перенаселение, безработица.

Гибралтарский пролив на карте мира остался в неизменном виде. Проект не осуществили ввиду больших финансовых нужд. Требовалось более 250000 рабочих, готовых трудиться день и ночь 10 лет. На осушение моря требовалось еще больше времени. По подсчетам, за 1 год можно было добиться испарения лишь 1 м уровня моря.

Зергель пытался найти поддержку у Гитлера. Но напрасно, фюрер имел свои планы по захвату территории. До последнего дня жизни инженер пытался продвигать свою масштабную идею преобразования.

Тоннель под проливом

Долгие годы Испанию и Марокко не покидает идея постройки тоннеля через Гибралтарский пролив. С 1966 г. над идеей работают различные строительные компании. В 1980 между странами было заключено специальное соглашение, но из-за осложнившихся отношений и ввиду большой стоимости планы строительства тоннеля были отложены. С 2003 г. начата новая программа изучения пролива.

В 2007 г. министром иностранных дел Испании было сделано заявление о реализации проекта до 2025 г. Воплощение идеи требует больших финансовых вложений. Стоимость строительства оценивается минимум в 10 млрд евро. По подсчётам строительных компаний, на изготовление одной буровой машины потребуется более 32 млн. евро.

Вид Гибралтарского пролива из космоса

Кроме огромных финансовых сложностей, при длительном и тщательном изучении особенностей пролива, возникли сложности в преодолении неблагоприятных географических условий. Был обнаружен слой пластичной глины, длиной в несколько км, что вызывает опасения по поводу безопасности постройки и эксплуатации тоннеля. Преодоление данной проблемы значительно увеличит время реализации идеи.

В 2018 г. разработкой проекта занялась новая испанская строительная компания «SECEGSA». Её глава Рафаэль Гарсия-Монхе Фернандес считает постройку тоннеля вполне реалистичным. По замыслу организации протяжённость тоннеля составит 38,67 км, при этом 27,75 км будут находиться под водой.

Мост – неосуществлённый проект

С XX века архитекторы и учёные работают над проектом постройки моста через Гибралтарский пролив. Мост задуман с целью связать 2 материка, между которыми на данный момент существует только авиа и водный путь.

Разработками проекта занимались американские и британские учёные. Если сооружение возведут, то по их подсчетам высота будет достигать 900 м, а длина 15 км. По мнению ученых, это альтернативное сооружение по сравнению с тоннелем обойдется гораздо дешевле и соответственно реальнее воплотить в жизнь.

Географические особенности пролива

  • Гибралтарский пролив – соединительное звено двух континентов. Широта пролива на карте мира составляет 36011 с. ш. и 5022 з. д. Берега Гибралтарского пролива представляют собой обрывистые скалистые массивы. В южной части расположена скала Тарика, образующая полуостров. На противоположной стороне находится скала Джабель-Муса. Гора относится к африканскому материку.
  • Ширина пролива варьируется от 14 до 45 км, что позволяет с некоторых точек обзора увидеть противоположный берег. Длина достигает 60 км.
  • Для судовладельцев пролив опасен своей коварной глубиной и непредсказуемыми течениями. Глубина варьируется от 340 м до 1 км. При этом разница уровня Атлантики и Средиземного моря достигает примерно 1,5 м.
  • Еще одной особенностью пролива является разная плотность воды. Тяжелая морская вода с трудом смешивается с легкой водой океана. Под давлением морской воды наблюдается сужение в районе Гибралтарского порога, что делает это место еще более сложным для прохождения. Здесь же происходит разделение океана и моря, что приводит к образованию внутренних волн.
  • Течения пролива направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение идет из Атлантики, принося ежегодно до 55000 кв. км воды в море. Глубинное движется в противоположном направлении. Из-за большего испарения из Средиземного моря в океан поступает на 3000 кв. км воды меньше.
  • Рельеф дна пролива отличается неровной поверхностью. Состоит в основном из ракушек, коралл, скал. Во входах в пролив встречается песок.

Климат Гибралтарского пролива

Для данной местности характерен средиземноморский климат. Жаркое засушливое лето со средним максимумом +25 С, минимумом +19 С. Осенью погода остается достаточно теплой, особенно в сентябре и октябре. Зима мягкая и дождливая. Максимум достигает +13 °С, минимум +10 С. Весной температура повышается в среднем до + 17,1 С.

Сезон Средняя температура, С
лето 22,5
осень 19,3
зима 12,3
весна 17,1

Наибольшее количество осадков выпадает зимой, в среднем до 150 мм, за год до 800 мм. Снега в данной местности никогда не бывает. Несмотря на такое количество осадков, влага быстро впитывается в известняковую почву.

В проливе преобладают западные и восточные ветра. Теплую и ясную погоду приносят воздушные массы, формирующиеся над берегами Северной Африки. Атлантические циклоны, ветра из Генуэзского залива и образованные над пустынями Сахары приносят осадки.

В основном в летний период над Средиземным морем образуется восточный ветер, который повышает влажность до 90%. Воздушные массы застывают в проливе в виде плотного облака. При этом не ощущается ни единого дуновения ветра. Такой ветер называют «левант».

В весенний и осенний период в разных частях пролива возникают ветра, имеющие противоположное направление. Вследствие чего образуются волны, грозы, ливни, иногда смерч.

Природные особенности

Богатое природное разнообразие ежегодно привлекает множество туристов.

На вершине скалы Тарика обитают одни из самых знаменитых резидентов полуострова – берберийские обезьяны.

Это единственные представители из оставшихся в Европе диких приматов, проживающие на данной территории уже много столетий подряд. За популяцией присматриваю британские военные. Существует легенда, что как только обезьяны покинут скалу, Британия лишится Гибралтара.

Гибралтар изобилует большим разнообразием растений: пальмы, джакаранды, лаванда, жасмин, клематисы, жимолость, герани, бугенвиллия. Встречаются и такие редкие виды растений как иберис ибралтарский и кермек обыкновенный (лимониум). В проливе можно встретить стаи дельфинов, летающую рыбу и других экзотичных морских обитателей.

Каждую весну и осень Гибралтар становится пунктом остановки сотен тысяч перелетных птиц, мигрирующих между северной Европой и Африкой. К постоянным жителям острова таким, как сапсан, синий каменный дрозд и берберийская каменная куропатка присоединяются совы, орлы, полевой лунь, удоды, канюк обыкновенный, черный коршун.

Предпринимается много усилий, чтобы сохранить природу Гибралтара в естественном виде. 40 % территории является заповедной, в частности вершина скалы, где обитают обезьяны и уникальный ботанический сад Аламеда, имеющий в своей коллекции примерно 2000 видов редких растений.

Достопримечательности

Несмотря на небольшую площадь полуострова, 6,5 кв. км, помимо Геркулесовых столбов, здесь имеется много мест достойных внимания:

  • Площадь Казематов известна тем, что с давних времен именно на этом месте вручали новому правлению ключи от города. Ключи закрывали ворота неприступной крепости. Церемония происходит и до сих пор, но имеет уже лишь символическое значение. На самой вершине Гибралтарской скалы расположен заповедный лес, населенный редким видом берберийских обезьян.
  • Из-за высокого содержания известняка в скале под действием ветров и воды со временем образовалось более 100 пещер. Пещера Св. Михаила расположена на западной стороне. Она является самой большой по размеру и самой посещаемой. Сталактиты пещеры насчитывают десятки тысяч лет. Кроме того, именно здесь в XX веке были найдены следы первобытного человека. В пещере Горама, расположенной в восточной части, были обнаружены останки неандертальцев, обитавших 30000 лет назад.
  • Уникальный вид на Гибралтарский пролив и испанскую территорию открывает система искусственных подземных тоннелей. Пытаясь вернуть территорию в XVIII веке во время 14 Великой осады Гибралтара, испанцы выкопали первый тоннель. Количество и протяженность тоннелей увеличились во времена Второй мировой войны. Скала стала важной стратегической точкой. Протяжённость тоннелей на сегодняшний день составляет 50 км.
  • Мавританский замок представляет не меньшую историческую ценность. Постройка была начата в VIII веке на северной части скалы, вследствие завоевания полуострова маврами. Крепости дали имя в честь предводителя арабов «Джабаль-ат-Тарик». Она не раз подвергалась нападению. Лишь однажды испанцам удалось захватить крепость, но вскоре она вновь была отбита.

Интересные факты о проливе

  • Гражданские и военные суда и авиация имеют открытый доступ к данной территории.
  • Несмотря на встречные течения воды Средиземного моря и Атлантики не перемешиваются. Этот факт был известен еще в древности и со временем доказан учеными.
  • Считается, что отправка почты посредством бутылки была изобретена именно в данном проливе в III веко до н. э. греческим философом Теофастом. Обнаружив свое послание на Сицилии, он пришел к выводу, что Атлантика приносит своим течением воды в Средиземное море.
  • Гибралтар имеет огромное экономическое, политическое и стратегическое значение. Именно это и являлось причиной множественных попыток разных стран завладеть территорией. На данный момент полуостров является британской территорией.
  • Скалы по обеим сторонам пролива носят название Геркулесовых столбов. В древности они считались воротами на краю света. Считается, что именно столбы были взяты за основу знака доллара. S-образная линия символизирует обвивающего их страшного змея Пифона, сотворенного Герой.
  • Со времен финикийцев скала полуострова использовалась в качестве алтаря для жертвоприношений.

Гибралтарский пролив из-за своего удобного расположения на карте мира до сих пор является предметом спора Испании и Британии. Данная территория уникальна своими климатическими условиями и привлекает умы инженеров, ученых и архитекторов для водворения в жизнь масштабных проектов.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

uritsk


Малага – относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест – и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку – мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.
Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар – заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар – это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль – для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал – зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос – промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко. Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж – едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) – и мы на берегу Гибралтарского пролива.
Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.
1. На улице вода стеной – хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.


2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих – что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.

3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.

4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.

5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег – это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная – вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. 🙂

6. Что ж – сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь – и вперед вдоль берега! 🙂

7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. 🙂

8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача – я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. 🙂 Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил – причем в этот раз окончательно и бесповоротно. 🙂

9. Кабака в этот раз поблизости не было – я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. 🙂

10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем – и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк – страж этих мест.

11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней – вот такая картина: кругом вода — сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.

12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка 🙂

13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные – вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле – оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.

14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем – и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих – и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута – расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.

15.

Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду – и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической – не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос — в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. 🙂
16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось – голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! 🙂

17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно — район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.

18.

19.

20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь – всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!

21.

22.

23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой – паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.

24. Между Европой и Африкой – фото на память.

25.

26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами – они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.

27.

28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.

29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко – добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. 🙂

30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.

31.

32.

33.

34. А нам пора назад, в Альхесирос – по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! 🙂

35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.

36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!

37.

38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!

39.

40.

41.

42. На морских просторах куда ни глянь – десятки судов. Гибралтарский пролив – одна из самых оживленных морских дорог в мире!

43.

44. Продолжаем путь вдоль берега назад в Альхесирос. Сегодня отличная погода, можно никуда не торопиться. Кроме того, подобная прогулка – отличный способ подзагореть! 🙂

45.

46.

47. Сегодня песчаные пляжи Гибралтарского побережья выглядят действительно по-летнему. Надо будет сюда еще обязательно вернуться! 🙂


48. На сочных лугах вальяжно пасутся коровы…

49.

50. К морю течет сонная речушка.

51. Всё цветёт, всё распускается… Весна! 🙂

52. Лошадка на берегу словно специально позирует фотографу. 🙂

53. На этом и закончилась поездка – вернувшись в Малагу, я поехал в аэропорт, один из терминалов которого носит имя Пабло Пикассо. Тихий, спокойный терминал – ни намека на характерную для многих аэропортов суету и спешку.

Всё удалось – и Малагу посмотреть, и на Гибралтар съездить. Очень не хотелось уезжать – так тут тепло, хорошо, уютно, спокойно как-то. Как приятно дышать свежим весенним воздухом! Я специально до самого борта гулял на воздухе, чтобы надышаться на пару месяцев вперед. Впереди пять часов пути, и утреннее Шереметьево 25 марта встретит вынырнувший из облаков самолёт пургой, морозом и метелью. Но осталось подождать совсем немного: придёт время, и долгожданная весна придёт и в наши края! 🙂
<<< Прогулки по Малаге
Tags: Великобритания, Гибралтар, Гибралтарский пролив, Испания, Малага, Марокко

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив

исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar, араб. مضيق جبل طارق


Африка (справа, на горизонте) и Европа (слева) из Гибралтара.

Характеристики

Ширина

14-45 км

Длина

59 км

Наибольшая глубина

1184 м

Расположение

35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д.HGЯOL

Связывает

Средиземное море, Атлантический океан

Разделяет

южную оконечность Пиренейского п-ова и северо-западное побережье Африки

Страны

  • Испания Испания
  • Марокко Марокко
  • Гибралтар Гибралтар

Гибралтарский пролив

Аудио, фото и видео на Викискладе

Гибралта́рский проли́в (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar, араб. مضيق جبل طارق‎, лат. Fretum Gaditanum) — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в +17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в +13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря.

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив. Левее — Испания, правее — Марокко.

Проект «Атлантропа»

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предлагал перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Тоннель

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Мост

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост мог бы стать на тот момент самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *